|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ролевые игры и общество потребленияЭпизод II: Империя наносит ответный ударКак многократно говорилось, ролевое сообщество уже выросло до таких размеров, что его существование более не может игнорироваться социумом. По сути, нам предстоит однозначно сделать выбор между интеграцией в общество или превращением в протестное движение. Игры Будущего, как и многие другие ролевые группы, сделали этот выбор однозначно – интеграция РИ в социум. Выбор, на мой взгляд, верный и вполне очевидный. Однако механизмы осуществления и последствия данного выбора вызывают ряд вопросов как вовне, так и внутри ролевого сообщества. Главный вопрос, который задает нам общество – "что такое эти ваши игры, почему вы тратите на них кучу времени и бабла, и зачем все это надо?" Самым модным ответом на этот вопрос являются заготовленные шаблонные ответы, составленные путем случайного перемешивания набора из ключевых слов типа "молодежь", "патриотическое воспитание", "образование", "досуг", "история", "экология" и так далее. При грамотном составлении документа этот ответ достаточен для тактических целей – таких, как получение площадки под мероприятия или помещения под клуб. Однако если мы говорим о глобальной интеграции в социум, то такого ответа не достаточно. Более того: необходимо, чтобы ответ на этот вопрос, который мы даем обществу, совпадал с тем ответом, который мы даем себе сами. Как выясняется, внутри РИ-сообщества четкие ответы на этот вопрос тоже есть далеко не у всех. Собственно, об этом хотелось бы поговорить. Итак:
Что такое ролевые игры?Сразу успокою борцов за независимость Татуина и членов антимонопольного комитета по контролю за рынком стиральных порошков: нет совершенно никакой необходимости в том, чтобы у всего ролевого движения был один, всем известный и единственно верный ответ на этот вопрос. Однако любая крупная группа, занимающаяся, в том числе, контактами с обществом, СМИ, администрацией, обязана иметь четкий и понятный ответ. Рассмотрим несколько наиболее интересных и часто упоминаемых ответов. 1. Ролевые игры – это обычное хоббиОпределение довольно популярное, но, к сожалению, плохое. Оно, безусловно, верно в том смысле, что для большинства из нас РИ не являются работой. Однако то же самое можно сказать про театр, литературу, кино, спорт, туризм, политику, науку и практически любую область человеческой деятельности, которой кто-либо занимается в свободное от работы время. Хочу отметить, что наличие авиационных КБ не отменяет кружки авиамоделистов, профессиональные театры никак не препятствуют существованию любительских постановок, а в литературе грань между профессионалом и любителем вообще отсутствует. Таким образом, говоря, что РИ – это хобби, мы по сути своей ничего не говорим. Хобби может быть как пустяковым способом организации досуга, как, например, кёрлинг или коллекционирование кактусов, так и масштабным культурно-социальным явлением, напрямую влияющим на развитие социума, как, например, литература или театр. 2. Ролевые игры – это образовательная технология (или форма воспитательной работы с молодежью)Определение верное в том смысле, что РИ действительно можно использовать (более того, успешно используются) в образовательных и воспитательных целях – как организациями, связанными с ролевым движением, так и обычными школьными учителями. В частности, я играл в свою первую ролевую игру на уроке истории в школе в девяносто каком-то году. Она называлась ролевой игрой и полностью соответствовала формату кабинетки. Однако невооруженным глазом видно, что образовательно-воспитательными процессами посредством РИ занимается сравнительно небольшая часть РИ-сообщества. Таким образом, данное определение слишком узкое. 3. Ролевые игры – это способ ухода от реальностиОпять же, в этом есть доля истины. РИ могут использоваться (и используются) для этих целей. Хотя, конечно, поллитра в этом смысле значительно эффективнее. Вообще говоря, что именно является уходом от реальности, и в каких случаях это становится вредно – тема отдельной дискуссии. Поэтому здесь ограничимся бытовым пониманием этого термина. На мой взгляд, подобный подход к РИ сейчас является одним из существенных факторов, препятствующих как внутреннему развитию (улучшению) самих РИ, так и их интеграции в общество. Есть еще ряд интересных точек зрения (РИ как средство моделирования реальности, РИ как психотренинг, РИ как средство социального проектирования и многое другое). К сожалению, подробное рассмотрение всех этих мнений не вписывается в формат статьи. 4. Ролевые игры – это искусствоЯ считаю, что наиболее четко и полно феномен ролевых игр описывает такое понятие как искусство: Искусство – это творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. Или другое определение: Искусство – это способ трансляции (передачи) эмоциональных состояний от автора к зрителю (окружающим). Как несложно заметить, ролевая игра может удовлетворять обоим этим определениям. Многие ролевые технологии, приемы построения сюжета, оформления локаций, создания персонажей, создания спецэффектов пришли к нам из театра и литературы, получив свое дальнейшее развитие уже непосредственно в ролевых играх. Искусство может быть досугом, может служить в целях образования и воспитания, может быть поводом для ухода от реальности и многого другого. Однако, сочетая в себе эти элементы, искусство представляет из себя нечто большее, чем каждый из них в отдельности. Не случайно мы знаем о минувших исторических эпохах прежде всего благодаря сохранившимся от них произведениям искусства (живописи, скульптуре, литературным памятникам). Искусство отражает общество, которое его порождает, переосмысливает и, влияя на культуру, закладывает нравственные и эстетические ценности общества будущего. Это одна из важнейших задач любого искусства вообще и, как я считаю, ролевых игр в частности. Напоследок я хотел бы обратиться к творческим коллективам (мастерским группам), делающим ролевые игры. В ваших руках инструмент, способный осуществлять потрясающей силы воздействия на человеческое и общественное сознание. Пожалуйста, задумайтесь о том, как и зачем вы его применяете. Какие идеалы, идеи, мысли вы вбрасываете в сознание ваших игроков (и впоследствии в общество) через ваши игры. Я не хотел бы читать тут каких-то лекций в стиле "что такое хорошо, и что такое плохо", наверняка у вас есть своя точка зрения по данному вопросу. Я лишь призываю задумываться над своими действиями и отдавать себе отчет в них. Molydeus, МГ JNM Статья была написана к конвенту Зиланткон 2006. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|